Италия

Почти любой человек, хоть раз побывавший в Италии, мечтает туда вернуться! По высказыванию Александра Васильева, известного историка моды: «..Италия, это та страна, в которую я могу поехать в один миг, в другие страны, надо подумать…». Я с ним полностью согласна,  Италия -- гостеприимна, красива и необычайно интересна! 

Сложилось так, что она имела огромное историческое и культурное значение в начале нашей эры, в средние века и конечно, в последовавший период – Эпоху Возрождения. В это время было создано столько шедевров, что знакомиться и изучать их, хватит еще и нашим современникам и нашим потомкам. Лишь бы народ, владеющий ими смог их сохранить. И, надо отдать должное, итальянцы умеюти сохранять шедевры, и продолжать традиции их изготовления: ткачества, кружевоплетения, изготовления стекла ручной работы, искусной мозаики из смальты и многое другое. Все эти виды декоративно прикладного искусства востребованы и сейчас, и  активно развиваются. Вот только монументальное, большое, искусство нам осталось сохранять и изучать: величественные постройки, фрески, скульптуру, все это трудно повторить, да и незачем, сейчас другие ценности и другое искусство.О человеческом гении прошлого может рассказать почти каждый город в Италии, но, конечно же есть города, которые могут рассказать больше других.  Начиная с них, имеет смысл знакомиться с этой уникальной страной.

Продолжая свое обучение в школе историка моды Александра Васильева, я побывала в Венеции и пробыла там целую неделю, знакомясь с венецианским искусством и модой 17 – 18 веков. Мой следующий фотоотчет об этом.

 

Наше недельное знакомство с Венецией началось с самого главного музея города – музея Коррер, в нем собрано все, относящееся к истории города. На фото вы видите Александра Васильева и символ Венеции – льва святого Марка. Символ продублирован у Александра в виде нагрудного украшения. 

 

Александр знакомит нас с распространенной техникой росписи стен – «гризайль», с таким искусным распределением света и тени, что роспись вполне можно принять за скульптуру или барельеф.

 

Знаменитые венецианские котурны: домашние и уличные. В Венеции и в средние века случались наводнения. 

 

Осмотр экспонатов в музее моды и костюма Палаццо Мочениго, позволил увидеть сохранившуюся одежду 17-18 веков, надетую на манекенах в рост людей того времени. Какими же маленькими были венецианцы! Как впрочем, и другие европейцы. Подтверждение этому мы нашли впоследствии во множестве мест! Например, их мебель, вполне можно принять за нынешнюю детскую.

 

 

Вход с Палаццо д*Орфей. Ныне – музей МарианоФортуни. Этот итальянский художник испанского происхождения первым придумал способ плиссировки ткани паром. Его дельфосы, он взял за основу античную форму одежды, идеально сидели на фигуре женщины, не прибавляя ни одного лишнего миллиметра естественному объему фигуры в одежде. Настолько тонка и искусна была плиссировка. 

 

К сожалению, Мариано не оставил секрета. Сейчас идет возрождение его мануфактуры на острове Джудекка, близ Венеции. Но пока освоили только изготовление шарфов и плиссировка недостаточно тонка для использования ткани для платьев.

 

Вид со смотровой площадки главного собора города Сан Марко. На лагуну и пьяцетту, между двумя колоннами которой в средние века проходили казни.

 

 

В один из дней мы побывали в  тихой обители, осторове – кладбище Сен Микеле. Здесь нашли свое пристанище знаменитые русские: композитор Игорь Стравинский, поэт Иосиф Бродский, великий русский импрессарио русского балета, Сергей Дягилев. Говорят, что на его могилу до сих пор посетители со всех концов света приносят пуанты. Александр Васильев оставил на ней свою книгу из серии CartPostale (почтовых открыток), старинных открыток разделенных в подборки на разные темы. Одна из них посвящена русскому балету, знаменитым русским балеринам и танцовщикам.

 

 

В Венеции невозможно посетить один остров. Один тянет за собой другой, второй третий, и так далее. На одном изготавливают до сих пор, знаменитое венецианское стекло, на другом, плетут кружева. Все они рядом, расположены просто цепочкой друг за другом и велик соблазн продолжить вояж по островам. Так получилось и в нашем случае. Побывав на могилах наших знаменитых соотечественников, мы отправились далее, на остров Мурано, (давшему свое имя венецианскому стеклу – муранскоестелкло), на остров Бурано, с многочисленными кружевными мастерскими и музеем кружев. Запечатлеть удалось немногое, в итальянских музеях очень не приветствуют фотосъемку. Вот, несколько фотографий:

 

Мурано. Музей стекла.

 

Такие изделия изготавливали на Мурано в то самое время, когда в России в царских покоях, еще сохранялись окна из слюды. Фрегат:

 

Разноцветные домики острова Бурано. Уже более пятиста лет выглядят именно так. Так, рыбакам легче было сориентироваться во время возвращения домой.

 

 

В магазине кружев!

 

 

Конечно, нельзя было обойти стороной культовые места Венеции. Одно из старейших кафе города «Флориан»! Список его посетителей можно читать как учебник истории. В нем бывали очень интересные персоны: от Галилея Галилео до Черчилля и Шанель. Обстановка соответствующая – официанты в белых кителях и чудесная музыка. В теплое время года сооружается открытая на площадь Сан Марко эстрада и для посетителей играет потрясающий маленький оркестр. Солирует скрипачка, её вы сможете увидеть на одном из фото. Оказалась русской девушкой!

 

Наверное, именно поэтому, 9 мая,  на главной площади, в сердце Венеции, раздавалась мелодия песни «День Победы».

 

А мы прощаемся с Венецией и переносимся в Равенну, куда я отправилась самостоятельно. Не очень знаменитый теперь, но не менее значимый в культурном смысле город Италии.Равенна располагается на адриатическом побережье, том же, что и Венеция, немного ниже её. Российские туристы не балуют её своим посещением, в нашей литературе, истории, она упомянута очень мало. Пик могущества Равенны приходился на 4 – 5 века нашей эры и продолжался совсем недолго,оставив после себя восхитительные памятники искусства и архитектуры. И они – немногочисленны, но почти каждый – шедевр. Вид искусства, который прославил Равенну на многие века – мозаика из маленьких кубиков смальты (цветного стекла). Сохранились фрагменты мозаичного убранства соборов и часовен, много мозаик погибло в иконоборческую эпоху – когда их попросту уничтожили по идейным соображениям (вот досада!). Каждый местный житель в подробностях расскажет вам, как пройти к той или инойдостопримечательности, и, я уверена, если его порасспросить, сможет рассказать и историю каждой из них. Такое создается впечатление. Моя поездка получилась очень «экспресс», на все, даже на то немногое, что есть в Равенне, не хватило времени. Очень хочу вернуться сюда и рассмотреть все в подробностях. А пока, делюсь тем, что увидела!

 

Церковь Сан Витале. Когда то главный собор в Равенне. Несмотря на скромный внешний вид, является одной из самых ярких «жемчужин» Равенны. Все дело в её внутреннем убранстве, но о нем – позже. 

 

Внутренний дворик церкви. Покой и красота. 

 

 

Я (если разглядите), тихо и торжественно шествую по коридорам церкви к заветной цели. На некоторых фотографиях будете видеть меня со спины, потому что их делал мой муж во время нашего продвижения. 

 

Ту наружную восьмигранную форму церкви, внутри мы можем видеть таким вот интересным образом – восьмиугольник, внутри круг, между ними – такой вот красивый полукупол.

 

Ну и наконец, мозаика 5 века! Мозаика сохранилась только в алтарной части церкви, к великому сожалению всех искусствоведов мира. Это настоящие картины из смальты, потрясающе использован цвет, наблюдаются даже цветовые переходы. Мастера того времени выбрали  очень много золотой смальты, что вызывает замечательный эффект – скудно и с трудом проникающий солнечный свет, отражаясь в золотых кубиках, преломляется так, что кажется, что вокруг – множество свечей! Ну и тематика, конечно, это раннее христианство. Это одно из первых мест, где были изображены лики святых, пророков, архангелов.

 

Это две известные картины: константинопольская императрица Феодосия  и император Юстиниан в виде волхвов с дарами.

 

 

Еще одно неприметное здание, и величественным его не назовешь. Но, это очень известный памятник средневековья – мавзолей Галлы Плацидии, дочери одного из императоров Равенны. Мавзолей мавзолеем не является, то есть там никто не покоится, там так же, как в предыдущей церкви сохранена лишь великолепная мозаика. Тщательность и мастерство, с которой она сделана, впечатляют! 

 

Тебя там встретит огнегривый лев, и синий вол, исполненный очей, с ними золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый…..

 

 

 

 

Символы четырех евангелистов по углам мавзолея.

 

 

Взгляните, средневековый мозаичный узор, вполне себе достойно уживается с современным аксессуаром – шелковым шарфом!

 

 

 

Итальянцы, умеют сохранить и продолжить художественную традицию своей местности. Именно поэтому на улочках Равенны находится множество магазинов и мастерских, торгующих готовыми изделиями и изготавливающие на заказ. Рамы для зеркала, декоративное панно, столешницы – примерный ассортимент предлагаемых в мастерских изделий. 

 

 

 

Весь город, словно художественный салон: одна из площадей.

 

Далее мой маршрут лежал в столицу мира, в «вечный» город – Рим.

 

Площадь Навона в Риме. Площадь трех фонтанов.

 

Направляюсь к самому большому и символичному фонтану площади – Фонтану четырех рек. 

 

Площадь всегда полна народу, вплоть до поздней ночи. Это излюбленное место отдыха римлян и паломничества туристов. А в рождество здесь проходит ярмарка игрушек. 

 

 

 

Величественный Пантеон. Кроме того, что это шедевр архитектуры Древнего Рима, здесь еще и находится могила Рафаэля.

 

Форум Романум. Древнеримский форум – средоточие светской жизни Древних римлян. Мы находимся в самом центре нынешнего города.

 

 

Знаменитый фонтан Треви. Сам фонтан представляет собой фасад дворца, с которого каскадами стекает вода. И конечно, как везде в Риме – толпы туристов.

 

 

Улочки Рима

 

 

Визит в Рим пришелся как раз на Пасху. И вот, посмотрите, что происходит в этот день в окрестностях Ватикана

 

И снова площадь Навона, уже в дневное время.

 

 

опубликовано: 01.12.2011

автор: Светлана Шубина