КТО НА НОВЕНЬКОГО

Оглядываясь на историю, поражаешься ошеломляющему темпу изменений, происходящих в современном мире. Если первым цивилизациям требовались тысячелетия для перехода из одной культурной формации в другую, то после Рождества Христова на это стало уходить лишь сто-двести лет, а впоследствии и вовсе пятьдесят-семьдесят.


XX век переворачивал мир каждое десятилетие, причем настолько значительно, что менялось не только внешнее проявление культурной жизни, но и все восприятие, вплоть до мыслей и привычек людей.

Что принес XXI век? Новые технологии в точных и естественных науках, природные и экономические катаклизмы, абсолютное общее разочарование, меланхолию и даже депрессию. Уже ничего не может удивить нас, а тем более порадовать. 

Говоря о современной культуре, в первую очередь, приходится упомянуть о ее потребителе. Это уже не восторженный зритель, жадно пожирающий всеми органами чувств все красивое и необычное. Это искушенный привередливый циник, которого очень сложно заинтересовать, тем более удивить.  

Все сферы творческой деятельности сейчас переживают некоторое замешательство, а порой кризис, путь преодоления которого пока не найден. Даже, казалось бы, самые современные направления (например web-дизайн, клипмейкерство) уже ничего глобально нового не несут, а лишь изредка тешат глаз зрителей милыми приятными мелочами. 

Это же происходит и в графике, в архитектуре, кино, дизайне и других направлениях искусства. То же касается и, непосредственно, моды и фотографии.
В XX веке было сделано слишком много прекрасных снимков, запечатлевших самые важные события, нежные чувства, неожиданные позы и тысячи-тысячи других деталей…
Изведены тонны бумаги, километры пленки и миллиарды мегабайт на эти восхитительные, обычные, пошлые или неинтересные фотографии.

Модным было уже все! Ретро, стилизации, гламур, ню, совмещение несовместимого, эклектика и все что угодно еще. Теперь практически любой зритель скажет: «я это уже видел». Профессионалы знают это, многие искренне переживают, ибо не вправе уже называть себя творцами. 

Что же делать теперь в XXI веке, когда все уже испробовано и тем более запечатлено на пленке… 

Первые десять лет нового тысячелетия во всем господствовал гламур. Уже не важно кто и что понимает под этим термином, истинное значение которого уже давно исказилось и затерялось среди желтых заголовков. Этот десяток показал нам все самое дорогое и привлекательное. Экраны, страницы журналов и Интернет переполнены стразами, перьями, блеском обнаженного тела и флуоресцентными цветами. От розового и сиреневого всех уже, мягко говоря, подташнивает, а обнаженное загорелое тело шикарной блондинки уже не способно удивить и возбудить среднестатистического мужчину. 

Мы не вправе говорить, что знаем решение описанной проблемы или не относить себя к деятелям своего времени. Грядет «Эра Водолея», которая должна привести человечество к гармонии и взаимопониманию, высокому духовному уровню. Поэтому необходимо как можно быстрее перейти на новый уровень осознания искусства и творчества в любом его проявлении. 

Эта статья не направлена на решение глобальных проблем и не нацелена на поиск ответов на всеобщие вопросы. Хочется лишь обозначить общее направление мысли, которое будет присуще жизни, искусству и моде в этом столетии (наше сугубо личное мнение).

Главное – это человек, во всей своей Человеческой сущности. Идеи гуманизма снова актуальны: сохранение природы, возвышение духовных ценностей, мораль, дети, чувства… Стоит ли говорить, что именно на это стоит делать ставку в творчестве? Человек устал быть одиноким и бездушным, пустые развлечения и зрелища больше не заполняют пустоту внутри. Пора вернуться к Настоящему! Игра отменяется! 

На наш взгляд, если автору (художнику, фотографу, стилисту, музыканту, режиссеру) теперь удается вызвать истинные чувства зрителя, заставить задуматься, открыть сердце – значит, задумка удалась, значит, искусство еще что-то может.
Мода уже перешла на эту ступень, большинство дизайнеров больше не шокируют, они дают возможность «чувствовать» одежду, то же осталось сделать и другим деятелям искусства (особенно создателям кино).

Последнее, о чем хочется сказать: методы реализации. Что нового придумать? Как передать чувства так, чтобы они зазвучали по-новому?
Здесь возможно только полное безумие, граничащее с фантазиями и снами. Синтез и объединение – единственное очевидное возможное решение. Но это новый синтез. Это синтез противоположного, несочетающегося, нереализуемый совершенно. Чтобы понять сказанное, попробуйте представить себе объединение музыки и фотографии, моды и техники, Интернета и здоровья… и любые другие непредсказуемые варианты.

Важно одно. Делать свое дело не для себя, не для людей и даже не для мира во всем мире… Делайте свое дело просто так, просто чтобы жить.

 

автор: Василиса Цой