ОБ ИМИДЖЕ И ИМИДЖЕЛОГИИ

В настоящее время проблематика имиджа привлекает все большее количество новых исследований. Президент Академии имиджелогии Петрова Е.А. отмечает три основных «приметы времени»: «интеграцию научных сил, формирование имиджелогии как социальной науки и дифференциацию ее основных направлений и проблем». (Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке.//Известие Академии имиджелогии, том I/ под ред. Е.А. Петровой – М.: РИЦ АИМ. 2005. с.13.)



Постоянно изменяющаяся действительность диктует свои правила игры. Постепенно разрушается (а, по мнению других, подтверждается) миф о «всемогуществе имиджа» и его создателей.

Наряду со становлением и развитием имиджелогии как науки, происходят параллельные процессы возникновения, развития, трансформации и мутации в других науках и смежных областях. Появляются новые направления, специалисты, методы и технологии, а вместе с тем, возникают новые вопросы, ставятся новые цели и задачи. 

В данный период времени имиджелогия находится в периоде застоя (который длится уже около 10 лет). Постепенно появляются новые тезисы, теории и подходы 
в практической работе. Новое поколение теоретиков имиджа делает больший упор 
на внутреннее содержание объекта имиджа. Имидж перестает быть просто маской, одетой поверх личности. Я в своей научной и практической деятельности также придерживаюсь теории органичного наложения имиджа на личность и учет большинства параметров не только внешности, но и психики клиента.

Имиджмейкер – сложная профессия. Для ее профессионального освоения необходимо не только обладать некоторыми теоретическими знаниями в имиджелогии (одна из тех сфер знания, которая пока не заслужила статуса научности даже по самым основным параметрам) и практикой в стилистике. Имиджмейкер должен обладать самыми глубокими познаниями в теории имиджа, стилистике и психологии; иметь огромное количество материала и опыта в работе с гардеробом, макияжем и прическами; быть эрудированным и готовым к обсуждению любой темы; чутким и остромыслящим человеком.

Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива
и определяется им. В основе деятельности может лежать «как прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей 
(в этом случае ее цель – создание некого символического образа себя для других), 
так и психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении 
Я-концепции, ее приближение к идеальному «Я», повышение своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта». Эти два типа мотивации в работе с клиентом также могут совмещаться.

В рамках работы с человеком, имидж должен определяется как органическая система, представляющая собой единое пространство, основанное на определенных закономерностях расположения и взаимосвязи элементов. Системный подход 
к процессу проектирования имиджа позволяет настолько точно и, одновременно широко, построить имидж, что вводя изменение в одном элементе, можно вызвать изменения во всей системе.

Необходимо выделить наиболее существенные аспекты понятия имидж. 
Первое – индивидуальность имиджа, поскольку непосредственное формирование 
его происходит в сугубо конкретных условиях, при разных обстоятельствах, 
под воздействием различных факторов. У каждого объекта есть свой имидж, 
не существует имиджа вне объекта. 
Второй момент – имидж как представление, мнение, некий образ в сознании человека, что предполагает воспринимаемость другими, говорит о том, что система имиджа существует лишь в определенном пространстве, т.е. вне среды реципиентов, адресатов имиджа, существовать не может. 

Так же, генеральной функцией имиджа является психотерапевтическая, то есть имидж рассматривается как система защиты, прежде всего психологической (проводя аналогию с архитектурным объектом, можно символически описать эту функцию как выражение «мой дом – моя крепость»).

Профессионально выполненное проектирование, контроль за реализацией и поддержание системы имиджа способно предотвратить кризисные ситуации 
в будущем. 

 

автор: Василиса Цой, имиджмейкер-стилист, преподаватель агентства ImageServices